Роль межведомственного взаимодействия в профилактике правонарушений

Учителя и родители остро сознают, что сегодня особенно реальна угроза попадания детей и подростков в «группу риска».  Именно несовершеннолетние являются одной из самых незащищенных категорий граждан,  часто подвергаются насилию не только за пределами дома, но и в семье. Опаснее всего, когда  большую часть времени они предоставлены сами себе. Именно здесь, вне контроля и внимания со стороны взрослых, возникают нежелательные привычки и зависимости (курение, алкоголь, употребление психотропных и психоактивных веществ…). Как результат —  нежелание учиться, проявление жестокости, агрессии, склонность к правонарушениям.

Поэтому очень важна профилактическая работа. В нашем образовательном учреждении это, прежде всего, создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса. Необходимо формировать установку на здоровый образ жизни, а для этого нужно влиять на мотивацию поведения учащихся.

Именно профилактика по своей сути предусматривает предупреждение проблем и помогает исключать вероятность их появления.

Подчеркнем, что мало проводить работу только с детьми, ведь важным фактором, влияющим на их поведение, является семья как  основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Давно доказано, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Сохранить семью, её ценности и традиции – это и есть путь к сохранению ребенка.

В нашем образовательном учреждении профилактическая работа ведется объединенными силами: большую помощь в рамках межведомственного взаимодействия оказывают  специалисты различных организаций,  ведомств и служб.

Они выступают на родительских собраниях,  ведут просвещение родителей через родительские лектории и тематические родительские собрания, на которых знакомят  с особенностями возраста ребенка,  методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений, проводят  индивидуальные и групповые консультации. В этой области у нашей гимназии накоплен достаточно богатый опыт.

Неоценимую помощь в профилактической работе и с учащимися,  и с родителями оказывают педагоги-психологи МОГБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Только за последние месяцы прошло несколько крупных мероприятий. Так, детский врачпсихолог Тарасюк А. П. на встрече с  учащимися 10 классов провел беседу на тему «Алкоголь, наркотики… Что дальше?» Причем, именно беседу, а не лекцию, потому что именно такие формы проведения мероприятий наиболее интересны детям, так как позволяют работать в режиме диалога, в котором подростки получают ответы на интересующие их вопросы.

Уже со второй четверти текущего учебного года  педагогом-психологом Центра  Яскуринской  И.И. в системе проводятся тренинги с учащимися  8 и 10 классов «Здоровое поколение» и «Школа, свободная от ПАВ». Следует признать, что наши ребята очень активно и с удовольствием включились в эту работу.

Во второй половине декабря уходящего года сотрудники Центра Грачева  В.А,  Шилин В.А., Кошман Ю.Н. в рамках родительского собрания провели цикл бесед с родителями учащихся разных возрастных групп по различным темам: «Формирование зависимости от психоактивных веществ, ее стадии и развитие заболевание», «Как влияют семейные отношения на подростковую наркоманию», «Что должны знать родители об особенностях психологического развития ребенка?»

Только совместными усилиями, направленными на формирование законопослушного поведения наших детей и подростков и потребности  в здоровом образе жизни, мы можем надеяться, что реакция  на провокации и негативные проявления окружающей среды будет адекватной, сформируется  четкая личностная установка подростка по отношению к разного рода зависимостям.